СВАЛИВАНИЕ

25.201. Демонстрация сваливания

(a) Сваливание должно демонстрироваться в прямолинейном полете самолета и на виражах с креном 30° при:

(1) Убранном газе двигателей; и

(2) Тяге двигателей, потребной для выдержива­ния горизонтального полета со скоростью 1,6 VS1 (где VS1 соответствует скорости сваливания, когда закрылки находятся в положении для захода на по­садку, шасси убрано и самолет имеет максималь­ный посадочный вес).

(1*) При работе двигателей на номинальном ре­жиме только для самолетов с ТВД.

(2*) При одном неработающем критическом двигателе и работе остальных двигателей на ре­жиме, предписанном РЛЭ для высоты полета с одним отказавшим двигателем, только в прямо­линейном полете с углом крена не более 5° на ра­ботающие двигатели.

(b) Для всех условий, изложенных в пункте (а) данного параграфа, должны удовлетворяться соот­ветствующие требования 25.203 при:

(1) Закрылках, шасси и воздушных тормозных устройствах в любой возможной комбинации их положений, одобренной для эксплуатации.

(2) Репрезентативных весах самолета в преде­лах диапазона весов, для которого требуется серти­фикация.

(3) Наиболее неблагоприятной центровке для вывода самолета из сваливания.

(4) Самолет сбалансирован в прямолинейном полете на скорости, предписанной в 25.103(b)(1).

(c) Для доказательства соответствия требова­ниям 25.203 должны быть использованы следую­щие процедуры:

(1) Начиная со скорости полета, превышающей скорость сваливания настолько, чтобы обеспечить возможность уменьшения скорости с постоянным темпом торможения, отклонять рычаг продольного управления таким образом, чтобы величина темпа торможения по скорости не превышала 1,85 км/ч за секунду, вплоть до наступления сваливания.

(2) Кроме того, при сваливании с виража ры­чаг продольного управления отклонить так, чтобы обеспечить темп торможения до 5,5 км/ч за секунду.

(3) Вывод из сваливания должен выполняться сразу же после наступления сваливания обычно принятым методом.

(d) Самолет считается находящимся в свалива­нии, если поведение самолета дает пилоту ясный и характерный признак приемлемой природы, что самолет находится в сваливании. Приемлемыми признаками сваливания, проявляющимися от­дельно или в комбинации, являются:

(1) Опускание носа самолета, которое невоз­можно легко парировать.

(2) Бафтинг, величина и интенсивность кото­рого являются сильной и эффективной преградой дальнейшего уменьшения скорости.

(3) Рычаг управления по тангажу достигает своего упора в положении «на себя», и при этом не происходит дальнейшее увеличение угла тангажа при удерживании рычага управления на упоре в течение короткого отрезка времени перед началом вывода из режима.

(1*) Появление крена, которое невозможно легко парировать.

25.203. Характеристики сваливания

(a) До момента наступления сваливания дол­жна обеспечиваться возможность создавать и устранять крен и рыскание прямым действием рычагами управления. При этом ненормальное кабрирование не допускается. Усилия на рычагах продольного управления должны оставаться от­рицательными как перед сваливанием, так и в са­мом сваливании. Кроме того, должна иметься возможность быстро предотвратить наступление сваливания или вывести самолет из сваливания, нормально действуя рычагами управления.

(b) При сваливании из прямолинейного по­лета без крена угол крена, возникающий между моментом начала сваливания и завершением вывода самолета из сваливания, не должен пре­вышать приблизительно 20°.

(c) При сваливании из виража движение само­лета после сваливания не должно быть настолько резким, чтобы затруднить пилоту средней квали­фикации быстрый вывод самолета из сваливания и восстановление управляемости. Максимальный угол крена, который возникает в процессе вывода самолета из сваливания, не должен превышать:

(1) Приблизительно 60° в сторону первона­чального разворота или 30° в противополож­ную сторону — в случае торможения с темпом 1,85 км/ч за секунду; и

(2) Приблизительно 90° градусов в сторону первоначального разворота или 60° градусов в противоположную сторону — в случае торможе­ния с темпом более 1,85 км/ч за секунду.

(а*) При сваливании из прямолинейного полета с несимметричной тягой движение са­молета после сваливания не должно быть на­столько резким, чтобы затруднить пилоту сред­ней квалификации быстрый вывод самолета из сваливания и восстановление управляемости самолета.

(b*) На углах атаки, вплоть до аСВ, не допу­скается такое нарушение работоспособности си­ловых установок, которое требует выключения хотя бы одного из двигателей (помпаж и т. п.).

25.207. Предупреждение

о приближении сваливания

(a) Во время прямолинейного или криволи­нейного полета с закрылками и шасси, находя­щимися в любом обычном положении, пилот должен получать ясное и хорошо различимое предупреждение о приближении сваливания с достаточным запасом времени для предотвра­щения неожиданного сваливания.

(b) Такое предупреждение может осущест­вляться характерными изменениями аэродина­мических качеств данного самолета или с по­мощью устройства, которое будет давать четкое предупреждение на всех ожидаемых режимах полета. Однако для этой цели неприемлем ви­зуальный индикатор, который требует внима­ния со стороны членов экипажа, находящихся в кабине. Если используется устройство преду­преждения о сваливании, следует обеспечить предупреждение при каждой конфигурации са­молета, указанной в пункте (а) данного па­раграфа, при скорости, указанной в пункте (с) данного параграфа.

Примечание. Если в качестве предупреждения используется только звуковая (или в комбинации с визуальной) сигна­лизация, то усилия на штурвале, по­требные для вывода самолета на угол атаки аСИГН в крейсерском по­лете, должны быть не менее 15 кгс при балансировке самолета по уси­лиям на исходном режиме.

(c) Предупреждение о приближении свали­вания должно начинаться на скорости, которая на 7% выше скорости сваливания (т. е. скорости, на которой происходит сваливание самолета, или минимальной продемонстрированной ско­рости, в зависимости от того, какая из них явля­ется приемлемой в соответствии с 25.201(d)). Если предупреждение о сваливании обладает достаточной ясностью, продолжительностью, четкостью и другими подобными качествами, то указанные запасы могут быть уменьшены. Предупреждение о сваливании при выполне­нии маневра с n а > 1 должно начинаться на угле атаки по крайней мере на 3° меньшем угла атаки сваливания.